СЕЛИВАНОВСКИЙ А.

Доброе утро, дамы и господа!

Наш конгресс посвящен корпоративному управлению в кредитных организациях, и одной из составляющих этого комплекса вопросов являются взаимоотношения руководства менеджмента кредитных организаций и срок кредитов акционеров (участников).

Действующее законодательство определяет значительный объем прав, которыми обладают акционеры (участники) в отношении хозяйственных обществ. Вчера о многих правах уже говорили, был посвящен ряд выступлений этому. Но следует отметить, что реализовать эти права собственник может лишь тогда, когда он обладает достаточной информацией о деятельности кредитных организаций. Без реализации права на информацию реализация иных прав становится практически невозможной. Действительно, невозможно участвовать в общем собрании акционеров или участников, не обладая информацией о том, что это собрание, во-первых, проходит, а во-вторых, где оно проходит, в какое время и месте?

На первый взгляд может показаться, что вопрос о предоставлении собственникам информации руководством кредитных организаций довольно прост и очевиден. Однако, на практике значительное количество проблем, которые зачастую приводят к длительным судебным разбирательствам, к существенным потерям во времени и средствах, имеет корнями именно несвоевременное представление информации – не предоставление как таковой или предоставление собственником информации ненадлежащего качества.

Остановимся на некоторых вопросах этого комплекса проблем. Прежде всего, отметим, что информация о деятельности кредитной организации служит акционерам (участникам) для оценки того, каково финансовое положение кредитной организации, как защищаются их интересы, каков уровень менеджмента и персонала? И, как следствие, каковы перспективы деятельности данной кредитной организации? Для анализа собственнику необходимо, во-первых, знакомиться с финансовой отчетностью и другой документацией кредитной организации, а также участвовать в общем собрании акционеров или участников. Соответственно, акционер (участник) должен обладать информацией о назначении общего собрания акционеров, о дате, времени, месте его проведении, о списке участвующий в общем собрании, о повестке дня, о результатах рассмотрения предложений данного акционера или участника, что крайне немаловажно, если таковые предложения были сделаны ранее. Это особенно важно в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством общее собрание имеет право выносить решение только по тем вопросам, которые включены в повестку дня и не имеет права изменять эту повестку.

Так же, акционер (участник) должен обладать информацией о порядке ознакомления с бухгалтерской и иной информацией, о кандидатурах в Совет директоров и исполнительные органы хозяйственного общества, в данном случае этой кредитной организации.

Эта информация позволяет акционерам получать необходимые данные для более активных действий и принятия соответствующих решений. И, прежде всего, это вопросы, касающиеся именно компетенции общего собрания акционеров (участников), такие, как изменение Устава, изменение уставного капитала, формирование Совета директоров, образование и формирование исполнительных органов общества, избрание членов ревизионной комиссии, назначение аудитора, утверждение годового отчета и т.д.

Через реализацию права на информацию реализуются так же крайне важные права акционера и участника, такие, как право требования выкупа акций в установленных законодательством случаях, право отчуждать акции в случае закрытого акционерного общества и общества ограниченной ответственности с согласия других акционеров или участников данного хозяйственного общества; в случае открытого акционерного общества – без такого согласия.

В ряде случаев акционер имеет преимущественное право приобретения акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Для того чтобы наиболее полно завершить обзор того состояния, которое в настоящий момент есть в действующем законодательстве, необходимо также определить те источники, из которых акционер (участник) получает эту информацию.

Прежде всего, это, конечно, сама кредитная организация, у которой акционер получает информацию об общем собрании акционеров (участников), а также финансовую отчетность; это аудиторская организация, аудиторы, которые дают заключение о достоверности отчетности и выполняют другие аудиторские задания; это ревизионная комиссия; а также регистратор, то есть держатель реестра владельцев ценных бумаг.

Ведя разговор о праве акционеров (участников) кредитных организаций на информацию, необходимо также учитывать, с одной стороны, специфику деятельности кредитных организаций, а с другой стороны, то обстоятельство, что права акционеров (участников) корреспондируются с их обязанностями.

Так, решая вопрос о предоставлении информации, кредитная организация должна учитывать, что действующее законодательство отнесло определенные сведения к банковской тайне, и тайная информация может раскрываться определенному кругу лиц. Акционеры в этот круг лиц не входят.

Говоря об обязанностях акционеров (участников), следует отметить две: одна, прямо описанная в действующем законодательстве, - то, что акционер (участник), получающий информацию о деятельности кредитной организации, не должен раскрывать конфиденциальные сведения, полученные им в результате реализации своего права; с другой стороны, акционер (участник) не должен действовать в ущерб обществу.

Каким образом регулируются и решаются вопросы, касающиеся предоставления информации акционерам (участникам) кредитных организаций? Совершенно очевидно, что ряд положений установлен действующим законодательством – это Гражданский кодекс, Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг и ряд указов Президента.

Но, наверное, самым важным документом для каждого конкретного кредитного общества является Устав. Именно в Уставе акционеры (участники) могут и должны определить все важнейшие правила управления кредитной организацией, в том числе объемы информации, которые кредитная организация предоставляет акционерам (участникам); а также (что немаловажно) порядок предоставления такой информации.

Теперь перейдем к вопросам развития законодательства и тех задач, которые стоят на повестке дня.

Прежде всего, я хотел бы отметить вопросы ответственности. Как вы, наверное, знаете, довольно подробная регламентация уже определена действующим законодательством, но, как часто это бывает в нашем законодательстве, недостаточно четко определены вопросы ответственности за нарушение установленных правил.

Для того, чтобы эффективно заработало корпоративное управление и, соответственно, успешно реализовывался весь комплекс прав, связанных с предоставлением информации собственником банка, необходимо, чтобы заработали в случае нарушения этих прав и не предоставления информации, несвоевременного предоставления информации или предоставление информации ненадлежащего качества, своевременно акционер (участник) мог обратиться за защитой своих прав, своего нарушенного интереса. И должны включаться, соответственно, надлежащие механизмы защиты этих прав, в том числе судебные. На самом деле вопрос этот не столько корпоративного права, сколько вообще судебной реформы в целом.

Вторым вопросом, на самом деле я хотел бы его выделить, он очевиден – это ни для кого не секрет, что действующее законодательство содержит значительное количество противоречий. И одной из задач я бы выделил – это исправление этих противоречий. В качестве примера можно указать на конкуренцию норм Закона об акционерных обществах и Гражданского кодекса. В данном случае, учитывая общее положение права, эта коллизия решается довольно просто, намного сложнее возникают проблемы, когда конкурируют законы одного уровня.

И третьей группой вопросов я бы выделил повышение качества информации. Вчера уже говорилось о том, что Российская Федерация и банковская система продолжают реформу бухгалтерского учета и отчетности, и предполагается переход на международный стандарт финансовой отчетности. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, почему это происходит и в чем преимущество международных стандартов? В отношении корпоративного управления это, безусловно, с одной стороны, большая информативность, которая заключена в финансовой отчетности. На примере можно очень четко посмотреть: это отчетность, которую сейчас представляют банки, представляется всего на нескольких страницах. Отчетность, составленная по международным стандартам, значительно объемнее, состоит из большего количества, как финансовой информации, так и комментариев.

И второй момент. Отчетность, составленная по международным стандартам, отражает более адекватное финансовое состояние кредитной организации. Это обеспечивается, прежде всего, двумя обстоятельствами: первое – это приоритет экономического содержания над юридической формой; это не только декларация, но это и реальный принцип, которого придерживаются при предоставлении финансовой отчетности. И второй момент – это отражение всех активов по рыночной стоимости.

В связи с реализацией этого перехода очень часто поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. В связи с этим я хотел бы обратить внимание на тот момент, что главный упор здесь будет не на Гражданское законодательство, как иногда указывают, а на финансовое законодательство.

С чем это связано? Если банк заключает какую-то правовую сделку, которая, соответственно, регулируется Гражданским правом, она впоследствии отражается в бухгалтерском учете и в финансовой отчетности. Но эти вопросы, эти отношения уже регулируются не Гражданским правом, а законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, которые подчиняются совсем другим принципам. В данном случае задействованы разные институты права, разные отрасли, и тут возможны разные подходы.

Последний круг вопросов, которые я хотел бы уточнить, - это законодательство об аудиторской деятельности.

В апреле прошлого года в первом чтении был принят Закон об аудиторской деятельности. Он, на самом деле, небольшой – всего 20 статей, и вокруг него развернулись разные дискуссии.

Прежде всего, аудиторская деятельность направлена на повышение доверия к той финансовой отчетности, которую предоставляют банки, в том числе. И тогда будет больше доверия, когда аудитор будет реально отличаться в заключениях, которые он допускает. Но, к сожалению, этот вопрос находит нечеткое отражение в том проекте закона, который сейчас прошел первое чтение, обсуждается и готовится ко второму чтению.

Закон содержит значительное количество отсылочных статей, и фактически все вопросы отнесены к компетенции того органа, который будет определен Постановлением Правительства – федеральному органу по государственному регулированию аудиторской деятельности. Кроме того, данный закон недостаточно обеспечивает такой основополагающий принцип аудиторской деятельности, как конфиденциальность, и нет достаточной проработки вопросов аудиторской тайны.

Таким образом, вопросы, касающиеся прав акционеров на информацию аудиторской организации, предполагают значительную и комплексную работу по разработке новых законодательств.

Спасибо.