"БАНКОВСКИЙ СЕКТОР И УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ"

РЕКОМЕНДАЦИИ ДВЕНАДЦАТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО

БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА (МБК-2003)

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4-7 ИЮНЯ 2003 ГОДА

 

Конгресс поддерживает подготовленные Правительством РФ и Банком России предложения по уточнению Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, имея в виду, что развитие экономики и банковского дела, а также итоги реализации Стратегии в 2002 году выдвинули на повестку дня новые задачи - прежде всего, создание условий, обеспечивающих повышение эффективности банковского сектора. Важные компоненты их решения - снижение рисков банковской деятельности, стоимости банковских продуктов и услуг, прежде всего кредитных, для реальной экономики и населения; увеличение сроков и удешевление стоимости привлекаемых банками ресурсов; повышение качества капитала (собственных средств), сокращение издержек кредитных организаций.

Предметно обсудив наиболее актуальные вопросы развития российского банковского сектора участники Конгресса выработали в рамках секционных заседаний следующие Рекомендации.

 

Секция 1. Банковская система и международная конкуренция (в связи с валютной либерализацией)

Правительству Российской Федерации, Банку России, Федеральному Собранию Российской Федерации, кредитным организациям и их ассоциациям:

1.1 Для обеспечения устойчивого развития банковского сектора страны, повышения конкурентоспособности российских банков последовательно придерживаться следующих основополагающих принципов:

-          опора при проведении активной государственной экономической политики на национальный бизнес и национальные механизмы развития;

-          обеспечение стабильности национальной финансовой сферы, в том числе с использованием механизмов предотвращения дестабилизирующего воздействия на экономику краткосрочных "горячих" денег;

-          создание эффективной системы реальной капитализации кредитных организаций для обеспечения устойчивости банковской системы к финансовым кризисам и повышения готовности их к международной конкуренции;

-          стимулирование поэтапного развития интеграционных процессов в банковской сфере, включая переход кредитных организаций на МСФО;

-          ограничение полномасштабного допуска иностранных банков на российский рынок банковских услуг;

-          совершенствование политики валютного контроля как в направлении создания условий для её общей постепенной либерализации в соответствии с требованиями мирового финансового рынка и с учётом особенностей развития внутриэкономических процессов в России, так и в направлении усиления мер по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путём, создания эффективной системы контроля за подозрительными операциями.

Правительству Российской Федерации:

1.2 В процессе проведения переговоров о вступлении Российской Федерации в ВТО обеспечить:

-          установление переходного периода (не менее 10-12 лет), в течение которого Россия могла бы воспользоваться мерами по ограничению доступа иностранного капитала на рынок банковских услуг (подобного рода ограничения сохраняются в 110 странах‑членах ВТО);

-          определение механизмов регулирования доли иностранных банков в капитале российского банковского сектора (введение квоты на участие иностранного капитала, осуществление деятельности иностранных банков на российском рынке банковских услуг в виде дочерних банков , запрещение открытия филиалов иностранных банков, установление представительства (квот) российских граждан в штате и руководящих органах банков с иностранным участием).

-          ограничение оказания банковских услуг в трансграничной форме, в том числе с применением Интернет-технологий.

1.3 В целях развития равноправной и открытой конкуренции на внутреннем рынке банковских услуг последовательно добиваться:

-          устранения административных барьеров, осложняющих кредитным организациям выход на те или иные сегменты рынка банковских услуг в регионах;

-          внедрения органами власти всех уровней прозрачного механизма конкурсного отбора кредитных организаций при привлечении их к осуществлению целевых программ вне зависимости от источников финансирования;

-          освобождения кредитных организаций от выполнения несвойственных им обязанностей;

-          формирования законодательной базы, способствующей интенсивному развитию конкуренции на рынке банковских услуг (прежде всего, скорейшее принятие закона о страховании вкладов граждан в банках, внесение дополнений и изменений в законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, установления ясных и открытых процедур отбора кредитных организаций для осуществления операций со средствами бюджетов);

-          уточнения статуса и условий деятельности на рынке банковских услуг специализированных банков с государственным участием, повышения ответственности перед государством за обслуживание определённых государственных программ;

-          принятие мер, исключающих доминирование международных платёжных систем на рынке пластиковых карт, разработка и реализация политики создания национальной карточной платёжной системы ("Федеральная карта"), обеспечив её стыковку с международными платёжными системами.

Банку России:

1.4 Принять меры по снижению затрат и упрощению процедур, связанных с открытием филиалов, дополнительных офисов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций;

1.5 Исключить бюрократические, формальные подходы к анализу работы кредитных организаций.

 

Сопредседатели:

Иванов Е.И. – Председатель Совета директоров АКБ "РОСБАНК", Москва

 

Попков В. В. – Президент, ОАО "Уралвнешторгбанк", Вице-президент АРБ, Екатеринбург

 

Егоров С.Е. – Почетный председатель АРБ, Председатель Совета Директоров АКБ "БИН", Москва

 


 

Секция 2. "Развитие розничного сегмента рынка банковских услуг"

 

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

2.1 Дополнить ст. 837 ГК РФ нормой, предусматривающей возможность заключения договоров по специальным видам вкладов, исключающих их выдачу до окончания срока действия депозитного договора. Выбор вида вклада должен осуществляться клиентом - физическим лицом при заключении депозитного договора.

2.1а Ввести в банковское законодательство определение "специализированной небанковской кредитной организации" (СНКО) как фактического держателя активов (кредитов конечным заемщикам, задолженности по кредитным картам и т.д.) и эмитента облигаций.

Банку России:

2.2 Внести в нормативные документы Банка России изменения, направленные на обеспечение возможности открытия и организации кредитными организациями обособленных подразделений, предназначенных исключительно для проведения кассовых операций, и расположенных вне территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала).

2.3 В целях развития рынка ритейловых услуг в регионах, повышения качества обслуживания клиентов и дальнейшего распространения программно-технических комплексов, работающих в автономном режиме и предназначенных для выдачи/приема наличных денежных средств рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в нормативные акты Банка России, предусматривающие возможность подкрепления (инкассации) банкоматов кредитной организацией, которой данные банкоматы не принадлежат.

2.4 В целях упрощения процедур списания просроченных кредитов и расширения прав органа управления банка, уполномоченного учредительными документами, в части возможности использования резервов на возможные потери по ссудам внести изменения в Инструкцию Банка России № 62а, предусматривающие, что признанные нереальными для взыскания кредитные требования (не отнесенные к категории крупных, льготных, требований к инсайдерам), могут списываться с баланса по решению Совета директоров (Наблюдательного совета) банка без обязательного подтверждения процессуальными документами.

2.5 В целях установления общих принципов банковского регулирования вопросов секьюритизации:

-          определить позицию в отношении возможности переуступки требований по кредитному договору небанковской организации;

-          изучить проблему возможного разглашения информации о банковских счетах и операциях с ними, сведений о банковских вкладах и клиентах, которая неизбежна при секьюритизации и продаже кредитного требования, а также нарушения соответствующих положений ГК РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности";

2.6 В целях повышения качества оценки розничных кредитных портфелей банков, использования ими общепризнанных международных подходов и развития вероятностно-статистических моделей оценки кредитных рисков:

-          предусмотреть введение в новой редакции Инструкции Банка России №62а понятия "портфеля однородных кредитных требований";

-          предоставить кредитным организациям право самостоятельно определять размер специального резерва на возможные потери по портфелю однородных кредитных требований.

2.7 Принять меры по упрощению процедуры слияний и присоединений кредитных организаций, обеспечивающие развитие банковского бизнеса и снижение его издержек, расширение географии банковской деятельности, повышение качества обслуживания клиентов и предложение им новых продуктов и услуг.

 

Сопредседатели:

Бородин А.Ф. – Президент "Банк

Москвы"

 

Левин Д.О. – Председатель Правления ЗАО "Банк Русский Стандарт", Москва

 


 

Секция 3. "Развитие долгосрочного кредитования жилищного строительства. Банки и ипотека".

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

3.1 Увеличить законодательно утвержденную долю ипотечных ценных бумаг в структуре активов, в которые Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании вправе размещать свои резервы.

3.2. Оптимизировать налогообложение специализированных ипотечных организаций в части налога на имущество и налога на прибыль.

3.3 Внести в Федеральное собрание Российской Федерации законопроект об отмене налога на эмиссию ценных бумаг для долгосрочных (ипотечных) ценных бумаг.

3.4. Отменить обязательное нотариальное удостоверение сделок ипотеки.

3.5. Снизить государственную пошлину за государственную регистрацию сделок с недвижимостью, изменив порядок расчета государственной пошлины, исходя не из суммы сделок, а из количества и сложности регистрационных действий.

3.6 Разработать (совместно с участниками рынка и их ассоциациями) изменения в действующую федеральную концепцию развития системы ипотечного кредитования в Российской Федерации. Актуализировать и конкретизировать ее положения с учетом накопленного в 2000-2003 гг. опыта в сфере ипотечного кредитования и выявленных нерешенных проблем.

3.7 Поддержать предложения по внесению изменений в Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации по вопросу выселения неплатежеспособных заемщиков из заложенных помещений.

3.8 Рекомендовать скорейшее принятие законопроекта "Об ипотечных ценных бумагах", допускающего максимальное непосредственное участие кредитных организаций в эмиссии ипотечных ценных бумаг и создании инфраструктуры их рынка.

Банку России:

3.9. Внести изменения в нормативные акты Банка России:

-          в отношении требования по обязательному изменению резервов при изменении условий долгосрочного ипотечного кредита;

-          в отношении бухгалтерского учета закладных как первичными кредиторами, так банками – приобретателями закладных;

-          в отношении бухгалтерского учета операций по приобретению прав (требований) по ипотечным кредитам;

3.10 Предусмотреть внесение в ломбардный список Банка России ипотечных ценных бумаг и организовать рефинансирование банков под портфель ипотечных ценных бумаг.

3.11 Отменить требования по формированию фонда обязательных резервов по целевым долгосрочным пассивам банков, используемым для рефинансирования ипотечных кредитов.

Кредитным организациям и их ассоциациям:

3.12 Содействовать созданию Третейских судов, рассматривающих  споры между кредитными организациями и их клиентами по кредитными требованиям, обеспеченным залогом.

 

Сопредседатели:

Будаков Д.Ю. – Председатель Правления, КБ "Московское Ипотечное Агентство", Москва

 

Шитов Н.В. – Председатель

Правления, ЗАО "Коммерческий банк "ДельтаКредит", Москва

 

 

Секция 4. "Поддержка малого бизнеса"

 

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

4.1 Поддержать включение нового проекта Всемирного банка в области развития малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации (далее – Проект) в Программу внешних заимствований Российской Федерации на 2004 год.

4.2 Упростить механизм предоставления займов Минфином России банкам-участникам Проекта путем отмены требования об обеспечении по предоставленным ресурсам.

4.3. Закрепить в законодательстве четкое определение субъекта малого предпринимательства, а также порядок получения и подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.

Банку России:

4.4 Внести в Правительство Российской Федерации подготовленную в рамках ПРФУ совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации заявку на включение Проекта в программу внешних заимствований Российской Федерации на 2004 год.

4.5 Разработать упрощенный порядок взаимодействия кредитных организаций с субъектами малого предпринимательства, предусматривающий в частности:

-          открытие кредитными организациями (филиалами) дополнительных офисов вне пределов территории подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала). Предоставить этим дополнительным офисам право осуществления операций, разрешенных к выполнению операционными кассами вне кассового узла, кредитования субъектов малого предпринимательства и физических лиц;

-          предоставление и погашение кредитов в рублях субъектам малого предпринимательства в сумме, не превышающей 300 тысяч рублей, минуя банковский ("расчетный") счет, напрямую из кассы (в кассу) банка, что существенно ускорит процедуру выдачи (погашения) кредитов данной категории;

-          распространение понятия "обеспеченных ссуд" в контексте Инструкции Банка России №62а на кредиты, предоставляемые малым предприятиям под поручительства субъектов Российской Федерации, федерального, регионального и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и других государственных и муниципальных организаций.

Всемирному банку:

4.6 В целях успешной реализации Проекта в регионах Российской Федерации:

-          упростить требования к отчетности, предоставляемой банками для участия в Проекте;

-          определить минимальную сумму, предоставляемую Всемирным банком банкам-участникам Проекта, в размере 5 млн. долларов США;

-          рассматривать управленческую отчетность малых предприятий‑заемщиков как основу для анализа их финансового состояния и определения возможного лимита кредитования.

 

Сопредседатели:

Леонтьев С.Л. – Председатель Совета Директоров, ОАО АКБ "Пробизнесбанк", Москва

 

Мюллер-Ханке Р. – Председатель Правления, КМБ-Банк (ЗАО), Москва

 


 

Секция 5. "Укрепление доверия к банковской системе, ее устойчивости, оптимизации надзора"

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

5.1 Принять меры по дальнейшему развитию законодательного обеспечения банковской деятельности. В этих целях подготовить и обеспечить, по возможности скорое, вступление в действие изменений и дополнений в действующее законодательство, в части:

-          повышения прозрачности структуры участия в уставном капитале кредитных организаций с целью определения реальных владельцев кредитных организаций и предоставления Банку России права осуществлять контроль за их финансовым положением;

-          повышения качества управления в кредитных организациях путем установления требований к деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций, установления критериев оценки квалификации и деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций;

-          совершенствования процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, направленных на исключение возможности досрочного прекращения обязательств реорганизуемой кредитной организации, установление порядка раскрытия информации о реорганизации, в том числе о существенных фактах (событиях), затрагивающих их финансово-хозяйственную деятельность;

-          унификации порядка участия резидентов и нерезидентов в российском банковском секторе, в том числе снижение доли участия, требующей предварительного согласования с Банком России;

-          повышения эффективности института залога (решить вопрос о внеочередном погашении кредитных требований, обеспеченных залогом, за счет реализации имущества, предоставленного в залог - указанное имущество должно быть выведено из конкурсной массы при банкротстве должника);

-          введения в Гражданский кодекс Российской Федерации нового вида договора банковского вклада, предусматривающего возможность его досрочного изъятия вкладчиком (после предварительного уведомления) только в случае, если это прямо оговорено в таком договоре;

-          установления требований к банковскому надзору, соответствующих современным подходам к его организации и осуществлению, включая в том числе возможность организации банковского надзора и принятие решений надзорного характера на базе мотивированного оценочного суждения.

5.2 Принять меры по дальнейшей рационализации системы налогов и сборов в отношении кредитных организаций в рамках действующей концепции Налогового кодекса, имея в виду, в том числе, включение в себестоимость банковских услуг всех расходов по формированию резервов на возможные потери, создаваемых в соответствии с требованиями Банка России, дифференциацию налога на выпуск облигаций в зависимости от их срочности.

5.3 В целях предоставления кредитным организациям дополнительных возможностей для формирования долгосрочной ресурсной базы снизить издержки эмиссии ценных бумаг, снять ограничения на приобретение ценных бумаг российских банков страховыми компаниями, пенсионными фондами и другими коллективными инвесторами.

5.4 В целях снижения издержек банковской деятельности освободить кредитные организации от несвойственных им функций, в частности – контроля за исполнением кассовой дисциплины на предприятиях и в организациях.

Банку России:

5.5 Совместно с Правительством РФ реализовать намеченные документами по уточнению Стратегии развития банковского сектора на 2003-2005 гг. меры, обеспечивающие условия для повышения эффективности деятельности кредитных организаций, прежде всего их взаимодействия с реальной экономикой, уровня защиты интересов кредиторов и вкладчиков, укрепления доверия к банковскому сектору.

5.6 Реализовать меры, направленные на повышение качества капитала кредитных организаций и борьбу с фиктивной капитализацией.

5.7 В ходе подготовки условий для создания системы страхования вкладов продолжить, с учетом обсуждения проекта федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", работу над критериями допуска банков в систему страхования вкладов.

5.8 При проведении проверок кредитных организаций на предмет соответствия критериям допуска в систему страхования вкладов оценивать, прежде всего, их устойчивость на перспективу с учетом таких параметров как прозрачность структуры собственности, качество текущего управления, в том числе управления рисками и системы внутреннего контроля, стратегического управления и бизнес - планирования.

5.9 В целях развития и актуализации надзорных требований продолжить совершенствование нормативной базы банковской деятельности с учетом предстоящего перехода кредитных организаций на МСФО и усиления содержательной составляющей надзора:

-          продолжить совершенствование системы обязательных нормативов, прежде всего с учетом требований нового федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

-          уточнить подходы к регулированию деятельности кредитных организаций в части определения рисков и формирования соответствующих резервов;

-          принять меры по оптимизации отчетности кредитных организаций, ее состава, порядка составления и представления.

5.10 Принять меры по развитию конструктивного диалога территориальных учреждений Банка России с кредитными организациями, сместить акценты в надзорном реагировании, имея в виду более широкое использование предупредительных мер воздействия, направленных на разрешение потенциально проблемных в банках ситуаций на возможно более ранних стадиях.

5.11 В целях раскрытия информации о развитии спроса на банковские услуги и степени его удовлетворения, формирования новых аналитических инструментов реализовать программу практического использования результатов мониторинга предприятий Банком России для нужд банковского сообщества.

5.12 Создать условия для снижения затрат и упрощения процедур, связанных с открытием филиалов, дополнительных офисов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций.

5.13 Развивать набор инструментов денежно-кредитной политики, которые могли бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно—кредитной сферы, что предполагает сочетание использования средне- и долгосрочных инструментов стерилизации преимущественно на условиях аукциона с краткосрочными инструментами предоставления ликвидности банкам на фиксированных условиях.

Кредитным организациям и их ассоциациям:

5.14 Усилить внимание к вопросам рентабельности и привлекательности банковского бизнеса, укрепления конкурентоспособности российского банковского сектора.

5.15 Собственникам и руководителям кредитных организаций проанализировать их реальную капитализацию с учетом новых требований Банка России к качеству капитала и принять меры, обеспечивающие уровень капитализации банков, адекватный принятым рискам.

5.16 Добиваться повышения качества банковской деятельности по всем основным параметрам до уровня, обеспечивающего допуск к участию в системе страхования вкладов, прежде всего по линии совершенствования систем корпоративного управления и внутреннего контроля с использованием лучшей международной банковской практики, в том числе обобщенной в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.

5.17 Разработать и принять в рамках банковских ассоциаций современные стандарты корпоративного управления, добиваться их обязательного соблюдения. Принятие таких стандартов и информирование банковской общественности об их соблюдении банками повысит транспарентность банковского бизнеса, укрепит его конкурентные основы, повысит доверие к банкам со стороны кредиторов, вкладчиков, потенциальных инвесторов.

5.18. Развивать конструктивное взаимодействие с Банком России как органом банковского регулирования и надзора, принимать активное участие в публичном обсуждении проектов наиболее важных нормативных документов по вопросам регулирования банковской деятельности.

 

Сопредседатели:

Козлов А.А. – Первый заместитель Председателя Банка России

 

Тосунян Г.А. – Президент Ассоциации российских банков, Москва

 

 

 

Секция 6. "МСФО и прозрачность деятельности банков"

 

Участники секции, рассмотрев проблемы перехода банковского сектора на Международные Стандарты Финансовой Отчетности, обменявшись опытом работы по составлению отчетности по международным стандартам, одобряют в целом порядок перехода банковского сектора на международные стандарты, опубликованный в официальном сообщении Банка России от 02.06.03 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности" и предусматривающий переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2004 года. Одновременно участники секции рекомендуют:         

6.1.           Поддержать и одобрить планы Банка России по переходу банковского сектора РФ на подготовку финансовой отчетности по МСФО (далее "Переход") с 1 января 2004 года.

6.2.           Продолжить активную работу с Комитетом по МСФО (КМСФО), Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития РФ, ФКЦБ, другими министерствами и ведомствами (официальными организациями) по переходу банковского сектора на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

6.3.           Информировать банковский сектор о процессе Перехода на МСФО.

6.4.           Рекомендовать Министерству финансов РФ разработать и опубликовать требования к обучению и обязательной международно-признанной сертификации аудиторов российских кредитных организаций.

6.5.           Банку России организовать процесс обучения представителей российских кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО.

6.6.           Продолжить активную работу с КМСФО по получению сертифицированного перевода МСФО на русский язык и мониторингу всех дальнейших изменений, вносимых КМСФО в МСФО, для целей обеспечения соответствия между МСФО и их сертифицированным переводом на русский язык.

6.7.           Рекомендовать банкам организовать работу с филиалами по обучению и подготовке перехода на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2004 года.

6.8.           Банку России совместно с Министерством Финансов РФ продолжить работу с Министерством по налогам и сборам по выработке единого понимания статуса финансовой отчетности по МСФО.

 

 

Сопредседатели:

Парамонова Т.В. – Первый заместитель Председателя Банка России

 

Филиппова Е.В. – Партнер ПрайсвотерхаусКуперс (Аудит и консультационные услуги финансовым институтам)