"БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТАНДАРТОВ"

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРИНАДЦАТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО

БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА (МБК-2004)

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2-4 ИЮНЯ 2004 ГОДА

 

Участники Конгресса отмечают положительную в целом динамику развития российского банковского сектора, рост основных показателей его деятельности, укрепление функциональной роли в экономике.

Развитие российского банковского сектора отражает в целом международные тенденции развития банковского дела. Система управления кредитных организаций, используемые банковские технологии, правовые условия деятельности кредитных организаций, банковское регулирование и банковский надзор постепенно приближаются к международно признанной практике.

Вместе с тем остается целый ряд проблем, нерешенность которых препятствует дальнейшему развитию российского банковского сектора. В первую очередь это – высокие риски деятельности, обусловленные дефектами управления и низкой транспарентностью большинства предприятий реальной экономики, недостатками экономической структуры; сохраняющийся дефицит средне- и долгосрочных пассивов, в значительной мере сдерживающий расширение долгосрочного кредитования экономики в инвестиционных целях. Уровень доверия к финансовым посредникам, в том числе к банкам, существенно вырос за последние годы, но в целом пока он недостаточен. Серьезной проблемой остается несовершенство законодательства и правоприменительной практики, в том числе недостаточный уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

Участники Конгресса в целом поддерживают положения новой редакции Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, в качестве основных целей которой намечены повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций, конкурентоспособности и надежности российских кредитных организаций, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях.

В результате состоявшегося обсуждения участники Конгресса выработали следующие Рекомендации.

 

Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с участием Банка России

Укрепить права кредиторов, в первую очередь права требования, обеспеченные залогом. В этих целях внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О залоге", "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", обеспечивающие:

-         решение вопроса о внеочередном погашении при банкротстве заемщика кредитных требований, обеспеченных залогом, за счет реализации имущества, предоставленного в залог, упрощение и унификацию процедур обращения взыскания на предмет залога и удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов;

-         создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации);

-         расширение использования внесудебных процедур обращения взыскания на недвижимое имущество, являющееся предметом залога.

В целях снижения издержек деятельности и повышения конкурентоспособности кредитных организаций внести изменения в действующее законодательство, направленные на:

-         снятие с банков всех вмененных им несвойственных функций, в частности функции контроля за кассовой дисциплиной клиентов, сокращение функции налогового агента;

-         устранение запрета на приобретение ценных бумаг банков российскими страховыми компаниями, пенсионными фондами и другими коллективными инвесторами;

-         предоставление кредитным организациям права закрытия длительно не работающих счетов без заявления владельца счета;

-         отмену сбора, уплачиваемого за открытие филиала кредитной организации;

-         отмену для кредитных организаций ограничений на выпуск облигаций;

-         установление упрощенной процедуры кредитования субъектов малого бизнеса;

-         уточнение требования о применении контрольно-кассовой техники кредитными организациями.

С целью создания более благоприятных условий для ограничения и управления рисками кредитных организаций:

-         законодательно определить порядок функционирования бюро кредитных историй на коммерческой основе при обязательном обеспечении прав субъекта кредитной истории (как юридического, так и физического лица);

-         пересмотреть положения ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации и внести в эту статью изменения, предоставляющие кредитным организациям право предусматривать в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата вклада;

-         законодательно урегулировать основные вопросы организации рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), в том числе путем внесения в Гражданский кодекс Российской Федерации базовых определений ПФИ, а также издания специального закона, регулирующего рынок ПФИ.

В связи с набирающими силу процессами концентрации банковского капитала проработать вопрос о внесении изменений в гражданское (прежде всего в Гражданский Кодекс РФ) и банковское законодательство, упрощающих процедуры присоединений и слияний кредитных организаций. Внести изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", устанавливающие, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы - физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления кредитными организациями о реорганизации.

Укрепить правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями. Законодательно установить требования к кредитным организациям по представлению сведений о собственниках и руководителях кредитных организаций, включая сведения о финансовом положении и деловой репутации лиц, имеющих возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальных владельцев).

Принять меры по совершенствованию законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в соответствии с международными стандартами, в частности путем:

-         установления требования по идентификации конечных выгодоприобретателей проводимых операций и реальных владельцев юридических лиц;

-         расширения полномочий надзорных органов по установлению требований к организации внутреннего контроля по вопросам ПОД/ФТ;

-         снятия ограничений на проведение инспекционных проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения законодательства в области ПОД/ФТ;

-         предоставления кредитным организациям права расторгать договор банковского счета (вклада) в предусмотренных законом случаях.

Совершенствовать правовые механизмы ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций. В этих целях обеспечить:

-         скорейшее принятие поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", предусматривающих упорядочение и ускорение процедур банкротства кредитных организаций, повышение степени защиты прав кредиторов и вкладчиков, наделение Агентства по страхованию вкладов функцией корпоративного ликвидатора;

-         внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, направленных на ограничение возможности приостановления мер, принятых в порядке надзора, в случае их обжалования, либо в случаях подачи исков в отношении кредитных организаций.

В целях создания необходимых правовых условий для устойчивого развития банковского сектора, развития конкуренции и предотвращения действий,  ограничивающих свободу коммерческой деятельности в банковской сфере, внести в действующее законодательство изменения:

-         предусматривающие введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка для приобретения резидентами и нерезидентами свыше 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации;

-         направленные на защиту интересов потребителей услуг при слияниях, присоединениях, преобразованиях кредитных организаций.

Подготовить изменения и дополнения в федеральные законы “О банках и банковской деятельности” и “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, направленные на уточнение, исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и лучшей мировой практики, положений консолидированного надзора, в том числе закрепление на законодательном уровне полномочий Банка России по осуществлению надзора за деятельностью банковских холдингов. Привести законодательные нормы, касающиеся деятельности банковских групп, банковских холдингов и раскрытия ими информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями в соответствие с принципами международно акцептованных стандартов финансовой отчетности.

Определить в качестве первоочередной задачи законодательное признание МСФО в Российской Федерации, в связи с чем внести соответствующие изменения в законодательную базу, в частности в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”.

Ускорить принятие Федерального закона “О консолидированной отчетности”.

 

Правительству Российской Федерации, Банку России

Обеспечить подготовку и сопровождение при прохождении через законодательные органы законодательных актов, указанных в предыдущем разделе.

Принять исчерпывающие меры по организации функционирования системы страхования вкладов граждан.

В сжатые сроки реализовать комплекс мер, вытекающих из требований федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Содействовать росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики средствами денежно-кредитной политики путем осуществления мер, направленных на снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечения предсказуемости макроэкономических параметров и плавной динамики курса рубля.

Разработать нормативные акты о порядке согласования систем сигнализации и охраны банковских помещений, устанавливающие четкие единые требования и перечни документов, истребуемых от кредитных организаций при регистрации филиалов и иных структурных подразделений.

Оказывать содействие органам власти субъектов Российской Федерации в реализации региональных программ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учетом совершенствования и вносимых изменений (дополнений) в МСФО продолжить работу по разработке новых и уточнению действующих правовых и нормативных актов в области составления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета.

Проводить постоянную работу по обучению и переподготовке кадров, которые занимаются составлением отчетности по МСФО.

Организовать базовую профессиональную подготовку преподавателей и студентов ВУЗов, а также переподготовку профессиональных кадров в области учета и отчетности по МСФО.

Приступить к работе по разработке единых образовательных стандартов в области учета и отчетности по МСФО.

Разработать и утвердить стандарты аудиторской деятельности, регламентирующие вопросы применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Организовать процесс обучения российских аудиторов МСФО, а также разработать обязательные квалификационные требования к аудиторам, подтверждающим достоверность финансовой отчетности по МСФО.

 

Банку России

Развивать содержательные (риск-ориентированные) подходы, включая внедрение системы раннего реагирования, предусматривающие экспресс-оценку деятельности кредитных организаций и применение своевременных и эффективных мер надзорного реагирования, исходя, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций.

В соответствии с действующим законодательством осуществить комплекс мер, направленных на минимизацию рисков создаваемой системы страхования вкладов, прежде всего путем предотвращения участия в ней неустойчивых банков.

Продолжить работу по формированию института кураторов кредитных организаций.

Внести в нормативно-правовые акты изменения, предусматривающие упрощение процедуры открытия и регистрации филиала кредитной организации.

Сократить число форм и упростить процедуры отчетности кредитных организаций.

Издать нормативные акты, регулирующие порядок создания банками передвижных пунктов кассового обслуживания.

Развивать систему рефинансирования банков путем предоставления кредитов, обеспеченных государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации с приемлемым рейтингом, облигациями Банка России.

Усилить контроль за результативностью применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением кредитными организациями законодательства в этой области.

Продолжить публикацию макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора Российской Федерации, в том числе в региональном разрезе, а также перечня банков, раскрывающих информацию на веб-сайте Банка России.

Продолжить работу по совершенствованию действующей платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Совместно с представителями банковского сообщества разработать с учетом опыта экономически развитых стран мира нормативный документ в области формирования адекватных подходов к осуществлению деятельности, а также контроля за деятельностью банковских холдингов.

На основе анализа финансовой отчетности, составленной кредитными организациями по МСФО по состоянию на 01.01.2005 года, определить дальнейший порядок ее представления в Банк России и другим пользователям.

Организовать постоянные консультации по вопросам применения МСФО, в том числе путем размещения ответов на возникающие у кредитных организаций вопросы на официальном сайте Банка России.

 

Кредитным организациям и их ассоциациям

В целях повышения качества деятельности развивать системы управления, в том числе управления рисками, и внутреннего контроля, широко использовать лучшую международную практику, отраженную в том числе в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.

Усилить работу по повышению качества активов.

Исключить фиктивную капитализацию и иные формы приукрашивания реальной ситуации.

В целях воспрепятствования проникновению в банковский сектор криминальных капиталов обеспечить выполнение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, ориентируясь в своих действиях на лучшую международную практику.

Обеспечить прозрачность структуры собственности кредитных организаций.

Повысить прозрачность деятельности кредитных организаций с учетом международной банковской практики. Обеспечивать безусловную достоверность раскрываемой информации. Принять меры по обеспечению эффективного доступа всех категорий заинтересованных пользователей (акционеров, участников, клиентов и контрагентов) к раскрываемой в рамках действующего законодательства информации о деятельности кредитной организации. В целях своевременного и точного раскрытия информации о своей деятельности более широко использовать средства Интернет, в первую очередь, путем создания и поддержки собственных информационных сайтов.

В интересах эффективного решения задач противодействия отмыванию преступных доходов обеспечивать выполнение принципа "знай своего клиента", вести постоянную работу по повышению профессионального уровня работников банка, культуры банковского дела, включая следование международно признанным этическим нормам деятельности, в том числе предусмотренных проектом Кодекса этических принципов банковского бизнеса, одобренного банковским сообществом в апреле 2002 года.

Разработать и принять стандарты корпоративного управления в рамках банковских ассоциаций.

Уделять особое внимание подготовке специалистов кредитных организаций по вопросам применения МСФО.