Рекомендации XVI Международного банковского конгресса (МБК-2007) "Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность" Санкт-Петербург, 6 - 9 июня 2007 г.

За время, прошедшее с МБК-2006, позитивные тенденции в развитии российского банковского сектора укрепились. Темпы роста большинства его показателей были самыми высокими за всю историю развития, их соотношение с ВВП увеличилось. Растет значимость банковского сектора для экономики страны, повышается доверие к банкам вкладчиков и кредиторов.

Важное значение для банковской сферы и экономики в целом имели успешные первичные публичные размещения акций (IPO) крупнейших российских банков. В результате капитальная база банковского сектора увеличилась почти на 440 млрд руб., акционерами банков стали почти 160 тыс. физических лиц, в размещении активно участвовали российские и зарубежные инвесторы. Тем не менее вопрос о дальнейшем росте капитализации российского банковского сектора стоит весьма остро.

Одновременно рост банковского бизнеса и усложнение его характера, расширение предложения банковских продуктов и услуг, в том числе в сфере потребительского кредитования, сопровождаются накоплением рисков. В этой связи приоритетной является задача укрепления устойчивости кредитных организаций, банковских групп и банковского сектора в целом за счет совершенствования систем управления рисками и внутреннего контроля, развития корпоративного управления и транспарентности. Дополнительные требования предъявляются и к качеству регулирования банковской деятельности и системе банковского надзора.

Российский рынок банковских услуг развивается в условиях обостряющейся конкуренции. Конкурентная борьба будет нарастать, все более значимым фактором в этих процессах становится постепенное расширение участия в российском банковском секторе иностранного капитала, растущий интерес к России крупнейших транснациональных финансовых корпораций. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий. Одновременно банки все большее внимание должны уделять теме конкурентоспособности.

По результатам состоявшегося обсуждения участники Конгресса выработали следующие рекомендации.

Органам законодательной власти Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России:

    1. В целях дальнейшего укрепления национальной банковской системы, повышения уровня капитализации и конкурентоспособности банков активизировать усилия по внесению изменений в действующее законодательство и подготовке законопроектов, предусматривающих:

    1.1. В сфере роста капитала, укрепления экономической мощи банков
    - предоставление банку права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн евро. Отмена двухлетнего "испытательного срока" для действующих банков, если размер собственных средств (капитала) не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн евро;
    - упрощение процедур реорганизации кредитных организаций с одновременным повышением их прозрачности и обеспечением надлежащей защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций;
    - совершенствование процедур размещения ценных бумаг банков с учетом интересов инвесторов при сохранении механизмов контроля за качеством инвестируемых капиталов;

    1.2. В сфере развития банковской деятельности
    - обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;
    - формирование правовых условий для более комплексного привлечения кредитными организациями организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных функций, связанных с осуществлением банковских операций;
    - законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, регламентирующее все существенные аспекты взаимоотношений;
    - создание правовых условий развития системы образовательных кредитов, повышение доступности образовательных кредитов для граждан Российской Федерации;

    1.3. В области внедрения подходов, признанных в международной практике управления рисками, банковского регулирования и надзора
    - создание правовых условий для комплексной реализации в Российской Федерации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" и "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II);
    - совершенствование правовых подходов к оценке рисков, включая вопросы концентрации кредитных рисков;
    - совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;
    - установление критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;
    - конкретизацию квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, предоставление Банку России права определять критерии оценки их деловой репутации;
    - установление требований ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ о представлении обществам сведений о себе и ответственности аффилированных лиц за непредставление сведений;
    - усиление роли и повышение ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
    - создание механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, совершенствование процедур оспаривания сомнительных сделок, в том числе предусматривающих право Агентства по страхованию вкладов оспаривать действия должников кредитной организации;

    1.4. В области развития финансовых рынков
    - обеспечение судебной защиты срочных сделок (производных финансовых инструментов);
    - совершенствование регулирования процедур секьюритизации финансовых активов;
    - обеспечение законодательных условий создания и порядка доверительного управления активами Общих фондов банковского управления;

    1.5. В сфере совершенствования системы рефинансирования
    - наделение Агентства по страхованию вкладов функцией организации публичных торгов по реализации предметов залога (активов) по непогашенным кредитам Банка России, не обращающихся в Российской Федерации на организованном рынке (векселей, прав требования по кредитным договорам), принятых в обеспечение по данным кредитам.

    2. В целях обеспечения дальнейшего развития системы страхования вкладов, включая определение сроков и предельных сумм возмещения по вкладам, а также ставок страховых взносов и механизмов их отчислений, внести изменения в действующее законодательство, уточняющие:
    - механизмы, обеспечивающие осуществление выплат вкладчикам, функции и полномочия Агентства по страхованию вкладов;
    - основания для введения запрета на привлечение банком - участником системы страхования вкладов физических лиц.

    3. В целях создания более благоприятных условий для выполнения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ускорить работу по внесению изменений, касающихся прав банков на расторжение договоров банковского счета в одностороннем порядке.

    4. В целях сокращения административных издержек банков принять решение об освобождении их от обязанности по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций.

    5. Продолжить работу по приближению российских правил бухгалтерского учета к МСФО.

Банку России:

    6. Разработать нормативные акты, направленные:

    6.1. На внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), в части Компонента 1 "Минимальные требования к капиталу".
    Активизировать проводимую с участием банковского сообщества работу в отношении Компонента 2 ("Организация надзорного процесса") и Компонента 3 ("Рыночная дисциплина") по подготовке проектов нормативных актов. Предусмотреть реализацию в Компонентах 2 и 3 Базеля II принципов пропорциональности и соразмерности.

    6.2. На внедрение в надзорную практику уточненных подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, обеспечивающих единство оценок деятельности банков в рамках надзора и оценок соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

    6.3. На оптимизацию правил и процедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций, в том числе предусматривающих либерализацию требований по оплате уставного капитала при первичном публичном размещении акций кредитной организации на открытом рынке;

    6.4. На создание единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций под залог имущества из формируемого "единого пула обеспечения".

    7. В целях оптимизации состава, объемов и сроков предоставления банками всех видов отчетности разработать нормативные акты, предусматривающие:

    7.1. Отражение в отчетности характера и реального уровня рисков, принятых кредитными организациями, имея в виду возможность использования этих сведений и для управления рисками.

    7.2. Дифференциацию объемов и периодичности представления кредитными организациями в Банк России отчетности исходя из оценки Банком России экономического положения кредитной организации.

    7.3. Введение унифицированных форматов сбора отчетности для кредитных организаций (проект по созданию Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора).

    8. Совместно с другими органами регулирования и контроля рассмотреть возможность обеспечения государственных организаций и ведомств необходимой информацией о деятельности кредитных организаций на основе соглашений об информационном взаимодействии с Банком России с целью сокращения объемов и потоков информации, представляемой кредитными организациями в различные государственные организации, исключения дублирующих показателей.

    9. Разработать нормативный акт Банка России, устанавливающий дифференцированные режимы надзора за банками, включая вопрос дифференциации режимов отчетности, исходя из оценки их экономического положения.

    10. Продолжать работу по развитию консолидированного надзора, в том числе трансграничного, включая анализ и оценку принимаемых банковскими/консолидированными группами и банковскими холдингами рисков на консолидированной основе.

    11. В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора.

    12. Развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп с учетом международных рекомендаций.

    13. Продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе. Изучить подходы к надзору за рисками по операциям и сделкам внутри банковской группы (холдинга).

    14. Продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе.

    15. Проверять соблюдение банками требований о доведении до сведения заемщиков информации о размере эффективной процентной ставки.

    16. Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования.

    17. Продолжить работу по развитию действующей системы мониторинга предприятий и использованию получаемой информации в целях управления банковскими рисками и банковского надзора.

    18. Продолжить осуществление мероприятий по системе валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам (система банковских электронных срочных платежей (БЭСП) Банка России).

    19. Продолжить публикацию Банком России информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте Банка России в сети Интернет. Рассмотреть вопрос о дальнейшем развитии транспарентности деятельности Банка России, о мерах по повышению финансовой грамотности населения, в том числе об открытии на сайте Банка России отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.

Кредитным организациям и их ассоциациям:

    20. Продолжить работу по повышению капитализации, в том числе за счет первичных публичных размещений акций среди широкого круга инвесторов, включая население. Обеспечивать высокое качество капитала.

    21. Продолжать дальнейшее развитие систем управления рисками с учетом международной практики, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспективного состояния рыночной среды, используя в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование.

    22. Принять меры по развитию работы, направленной на формирование баз данных, необходимых для оценки рисков с использованием математической статистики и теории вероятности.

    23. Уделять особое внимание вопросам управления рисками на новых быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг и финансовых рынках, в том числе в потребительском кредитовании. Банковским ассоциациям изучить вопрос о целесообразности разработки типового договора потребительского кредита.

    24. Обеспечить комплексные подходы к управлению рисками, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние.

    25. Кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.

    26. Усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности (на собственных сайтах, а также на сайте Банка России в сети Интернет).

    27. Продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки.

    28. Внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности.

    29. Принимать активное участие в программах повышения финансовой грамотности населения.
Санкт-Петербургский
общественный фонд поддержки
международных банковских конгрессов
Россия, 191038, Санкт-Петербург
наб.р. Фонтанки 70/72
Тел./факс 7(812) 320-34-32,
320-34-31, 710-14-91,
Тел. 7(812) 320-34-30, 971-83-36
Email: mbk@mbk.spb.ru