Рекомендации XVII Международного банковского конгресса (МБК-2008) "Банки в системе финансового посредничества: состояние и перспективы"
Санкт-Петербург, 28 - 31 мая 2008 г.

Участники XVII Международного банковского конгресса отмечают впечатляющие итоги развития российского банковского сектора за последние годы. Существенно возросли объемы активов, капитала, корпоративных и розничных кредитов, депозитов, а также роль банковского сектора в развитии экономики. Особенно быстрый рост рынка банковских услуг отмечался в 2007 году, несмотря на определенное замедление, высокими темпами развивался банковский сектор и в первые месяцы 2008 года.

Вместе с тем, как показывает международный опыт, масштабный рост банковского бизнеса, в том числе кредитования, сопровождается интенсивным накоплением банковских рисков. Турбулентность в мировых финансах, отмечаемая со второй половины 2007 года, явилась серьезной проверкой устойчивости российского банковского сектора. Потери крупнейших мировых финансовых институтов привели к глобальной переоценке рисков, замораживанию ликвидности и снижению доверия между участниками рынка. Инвесторы и кредиторы ограничили операции со странами с формирующимися рынками, что оказало влияние и на российский рынок банковских услуг. Для российских кредитных организаций существенно осложнился доступ к внешним заимствованиям, а стоимость их привлечения возросла.

Стабильному развитию российского банковского сектора в наиболее острые фазы кризиса на мировых финансовых рынках способствовали согласованные действия Правительства Российской Федерации и Банка России, оперативно реагировавших на ситуацию ростом объемов предоставления ликвидности. Российские банки в этот период также достаточно быстро адаптировались к изменившимся условиям ведения бизнеса и проявили необходимый уровень взаимного доверия, что способствовало минимизации негативных последствий кризисных явлений на международном финансовом рынке.

Неустойчивость международных финансовых рынков наглядно продемонстрировала необходимость усиления внимания банков и надзорных органов к эффективному контролю за рисками, прежде всего - за кредитным риском и риском ликвидности. Данные события также подчеркнули значение транспарентности, консервативных подходов к оценке рисков, необходимость стресс-тестирования и разработки планов действий на случай непредвиденных ситуаций.

Изменившиеся внешние условия деятельности объективно ориентируют российские банки на корректировку стратегий, сложившихся в период кредитной экспансии, в направлении более консервативных подходов. Задача непростая, особенно с учетом обострения конкуренции на российском рынке банковских услуг, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупнейших банков.

Приоритетной задачей остается укрепление устойчивости кредитных организаций, банковских групп и банковского сектора в целом за счет совершенствования систем управления рисками и внутреннего контроля, развития корпоративного управления и транспарентности. Дополнительные требования предъявляются к качеству регулирования банковской деятельности и системе банковского надзора.

С учетом состоявшегося обсуждения, а также с учетом того, что ряд рекомендаций, принятых XVI Международным банковским конгрессом, сохраняют свою актуальность, участники Конгресса рекомендуют:

Кредитным организациям и их ассоциациям:

1. Продолжить работу по повышению капитализации, как за счет средств владельцев, так и за счет привлечения новых участников, в том числе посредством первичных публичных размещений акций среди широкого круга инвесторов, включая население.

2. Продолжать дальнейшее развитие систем управления рисками и внутреннего контроля с учетом международной практики:

- исходить из того, что ответственность за надлежащее функционирование системы управления рисками банка несут его совет директоров и высшее руководство;

- обращать повышенное внимание на вопросы концентрации рисков, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние;

- применять профессиональное (качественное) суждение, базирующееся на консервативных подходах, на всех стадиях управления риском, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспективного состояния рыночной среды; использовать в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование;

- принять меры по развитию работы, направленной на формирование баз данных, необходимых для оценки рисков, с использованием современных подходов, включая возможности математической статистики и теории вероятности;

- внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности;

- особое внимание уделять вопросам управления рисками (в том числе правовым и репутационным), на быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг и финансового рынка, в том числе в потребительском кредитовании.

3. Кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.

4. Усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности, в том числе в Интернете (на собственных сайтах, а также на сайте Банка России).

5. Продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки. Банковским ассоциациям изучить вопрос о целесообразности разработки типового договора потребительского кредита.

6. Совершенствовать формы и методы раскрытия информации потребителям банковских услуг, в первую очередь населению.

7. Принимать активное участие в программах повышения финансовой грамотности населения.

Банку России:

1. Разработать нормативные акты, направленные:

1.1. На внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), в части Компонента 1 "Минимальные требования к капиталу".

Совместно с банковским сообществом подготовить проекты нормативных документов по Компоненту 2 ("Организация надзорного процесса") и Компоненту 3 ("Рыночная дисциплина"). Предусмотреть реализацию в рамках Компонентов 2 и 3 Базеля II принципов пропорциональности (соразмерности).

1.2. На внедрение в систему регулирования риска ликвидности концепции денежных потоков.

2. Развивать риск ориентированный надзор:

- нацеленный на идентификацию наиболее существенных рисков в деятельности кредитных организаций и профилактику проблем на ранней стадии их возникновения (проактивный надзор);

- основанный на сочетании количественных и качественных (профессиональных, содержательных) подходов к оценке рисков в кредитных организациях;

- сочетающий макропруденциальные оценки системной стабильности с вопросами устойчивости и рисков банковских групп и отдельных банков;

- с точки зрения инструментария надзора базирующийся на сочетании дистанционного анализа с инспектированием и регулярными контактами (через институт кураторов) с руководством и сотрудниками банков на предмет оценки рисков, в том числе на перспективу.

3. В целях оптимизации состава, объемов и сроков предоставления банками всех видов отчетности разработать нормативные акты, предусматривающие:

3.1. Отражение в отчетности характера и реального уровня рисков, принятых кредитными организациями, имея в виду возможность использования этих сведений и для управления рисками.

3.2. Введение унифицированных форматов сбора отчетности для кредитных организаций (проект по созданию Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора).

4. Повысить эффективность информационного взаимодействия с органами государственной власти, ответственными за стабильность финансового сектора и осуществляющими функции контроля и надзора в финансово-экономической сфере, в том числе, с целью сокращения объемов и потоков информации, представляемой кредитными организациями в различные государственные организации, исключения дублирующей отчетности.

5. Реализовать систему дифференцированных режимов надзора за банками и дифференциации режимов отчетности, исходя из оценки их экономического положения, базирующуюся на различиях в интенсивности дистанционного надзора (включая объем и режим предоставления отчетности) в зависимости от финансовой устойчивости кредитной организации и роли ее роли с точки зрения системной стабильности.

6. Продолжать работу по развитию в рамках действующего законодательства консолидированного надзора, в том числе трансграничного, включая анализ и оценку принимаемых банковскими/консолидированными группами и банковскими холдингами рисков на консолидированной основе.

7. В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора.

8. Рассмотреть возможность расширения взаимодействия с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп с учетом международных рекомендаций.

9. Продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе.

10. Продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе.

11. Рассмотреть вопрос о характере требований к формированию резервов на возможные потери с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта и рекомендаций зарубежных экспертов.

12. Продолжить работу по проверке соблюдения банками требований о доведении до сведения заемщиков информации о полной стоимости кредита.

13. Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования.

14. Продолжить публикацию информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте Банка России в сети Интернет. Рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего расширения публикуемой информации.

15. Развивать подходы к повышению финансовой грамотности населения, в том числе рассмотреть вопрос об открытии на сайте Банка России отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.

Органам законодательной власти Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России:

1. В целях дальнейшего развития национальной банковской системы, повышения устойчивости и конкурентоспособности банков активизировать усилия по внесению изменений в действующее законодательство и подготовке законопроектов, предусматривающих:

1.1. В сфере капитализации кредитных организаций

- упрощение процедур реорганизации кредитных организаций с одновременным повышением их прозрачности и обеспечением надлежащей защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций;

- совершенствование процедур размещения ценных бумаг банков с учетом интересов инвесторов при сохранении механизмов контроля за качеством инвестируемых капиталов;

- создание механизмов, предусматривающих возможность инвестирования средств государственных институтов развития в капиталы кредитных организаций;

1.2. В сфере развития банковской деятельности

- обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;

- упрощение порядка обращения взыскания на залоги;

- закрепление возможности залога денежных средств на банковском счете;

- формирование правовых условий для более эффективного привлечения банками организаций федеральной почтовой связи и иных организаций для осуществления на договорной основе отдельных функций, связанных с осуществлением банковских операций;

- дальнейшее законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, регламентирующее весь комплекс возникающих в этой сфере взаимоотношений между участниками рынка и регулирующими органами;

- создание правовых условий для развития системы образовательных кредитов, повышение доступности образовательных кредитов для граждан Российской Федерации;

1.3. В области внедрения международно признанных подходов в сфере управления рисками, банковского регулирования и надзора

- создание правовых условий для комплексной реализации в Российской Федерации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" и "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II);

- совершенствование правовых условий для реализации современных подходов к оценке рисков, включая вопросы концентрации рисков;

- совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;

- установление критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;

- конкретизацию квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, предоставление Банку России права определять критерии оценки их деловой репутации;

- установление требований ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ о представлении обществам сведений о себе и ответственности аффилированных лиц за непредставление сведений;

- усиление роли и повышение ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;

- создание механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, совершенствование процедур оспаривания сомнительных сделок, в том числе предусматривающих право Агентства по страхованию вкладов оспаривать действия должников кредитной организации;

- создание правовых предпосылок для обмена информацией органа банковского надзора и банковских аудиторов;

1.4. В области развития финансовых рынков

- обеспечение законодательных условий регулирования процедур секьюритизации финансовых активов и развития рынка производных финансовых инструментов;

- определение законодательных условий создания и порядка доверительного управления активами Общих фондов банковского управления;

1.5. В сфере совершенствования системы рефинансирования

- наделение Агентства по страхованию вкладов функцией организации публичных торгов по реализации предметов залога (активов) по непогашенным кредитам Банка России, не обращающихся в Российской Федерации на организованном рынке (векселей, прав требования по кредитным договорам), принятых в обеспечение по данным кредитам.

2. В целях сокращения административных издержек банков принять решение об освобождении их от обязанности по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций.

Санкт-Петербургский
общественный фонд поддержки
международных банковских конгрессов
Россия, 191038, Санкт-Петербург
наб.р. Фонтанки 70/72
Тел./факс 7(812) 320-34-32,
320-34-31, 710-14-91,
Тел. 7(812) 320-34-30, 971-83-36
Email: mbk@mbk.spb.ru